Создать сайт на a5.ruНа современном этапе развития экономических отношений в нашей стране в педагогике актуальна тема «Экономическое воспитание старших дошкольников».
Ребенок поневоле встречается с экономикой дома, в магазине, в транспорте, даже если его не учат этому.
Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Я считаю, что экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Но в этом возрасте экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:
Основной вид деятельности дошкольников – играlink. В связи с этим экономическое воспитание осуществляю через игровую деятельность. Поэтому разработала программу, с помощью которой пытаюсь заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, вести в мир экономических ценностей и научить как себя вести в нем.
Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в нашем детском саду не предполагает подготовки будущих экономистов.
Наша цель работы заключается в развитии реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Но, сегодня я хочу поговорить с вами именно о предметно-развивающей среде по экономическому образованию детей дошкольного возраста.
Одной из целей которую ставят перед собой педагоги: развивать материальную базу образовательного учреждения для решения задач экономического образования детей дошкольного возраста.
Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для активного сотрудничества родителей к развитию интереса к экономическому воспитанию и побуждение личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.
В нашем детском саду создана соответствующая креативная атмосфера для организации экономического воспитания дошкольников.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в детском саду.
Во всех возрастных группах, используются вариативные модели развивающей среды, позволяющие сочетать экономическую деятельность с математической и другими видами деятельности. Внедрение финансовой грамотности делится на четыре блока связанных между собой задачами и содержание: «Труд и продукты (товар)», «Деньга и цена (стоимость)», «Реклама», «Экономические привычки».
И немного о содержании каждого блока.
Первый блок: «Труд».
Продукты труда - это достаток, богатство страны:
чем больше в ней производится разных товаров,
тем лучше будут жить и дети, и взрослые.
За свой труд взрослые получают деньги.
Деньги определяют достаток семьи,
взрослые могут купить то, что нужно им, и детям.
Продукты (товар) можно купить за деньги.
Где и как это делается. Труд и продукты труда (товар).
Педагогические задачи:
-формировать представления о содержании деятельности
людей некоторых новых и известных профессий,
предпочитая профессии своих родителей;
-учить уважать людей, умеющих трудится
и честно зарабатывать деньги;
-поощрять желания и стремления детей быть
занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
-стимулировать деятельность «по интересам»,
проявление творчества и изобретательности.
Основные понятия: труд, работа, продукты,
продукция, заработанная плата, рабочее место,
рабочее время, профессия, предмет труда, товар, торговля, деньги.
На занятиях я использую:
- Беседа «Что такое труд»;
- Лэпбук «Профессии (Колесо Професий);
- картинок «Расскажи о рабочих инструментах»;
- Дидактические игры: «Кому что нужно для работы»,
«Телепередача «Почта гнома Эконома»,
«Кто лучше знает инструменты», «Чудесный мешочек».
Второй блок: «Деньги».
- На этом этапе знакомим детей с понятием:
- «Деньги» - что такое деньги и зачем они нужны;
- «Цена (стоимость)» - любой товар имеет свою цену,
одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле);
- «Торговля и торг» - виды и формы торговли;
- «Бюджет» - из чего он складывается,
понятия доходы и расходы (на примере бюджета семьи).
- Деньги и цена (стоимость)
Педагогические задачи:
-познакомить детей с деньгами разных стран;
-воспитывать начало разумного поведения в
жизненных ситуациях, связанными с деньгами,
насущными потребностям семьи;
-дать представление о том, что деньгами оплачивают
результаты оплаты труда людей, деньги являются
средством и условием материального благополучия.
Основные понятия: деньги, купюры, монеты,
цена, дороже, дешевле, покупка, продавать,
накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет,
выгодно, не выгодно, обмен.
На занятиях используются:
- Дидактические игры «Магазин», «Сберкасса».
- Презентация, карточки разных банков.
- Виртуальная экскурсия.
Третий блок: «Полезные экономические привычки».
Работа с детьми по данному блоку предполагает
создание предпосылок для формирования нравственно
оправданных привычек, оказывающих влияние
на выбор общественно одобряемых способов
экономического поведения (не жадничать,
уметь пользоваться общими вещами,
игрушками, пособиями, беречь вещи, не выбрасывать еду и др.)
Экономические привычки
Педагогические задачи:
-формировать представление о том,
что к вещам надо относиться с уважением,
они сделаны руками людей, в них вложен труд,
старание, любовь;
-воспитывать у детей навыки и привычки культурного
взаимодействия с окружающим миром вещей;
-воспитывать у детей способность делать
осознанный выбор между удовлетворением
сиюминутных и долгосрочных, материальных
и духовных потребностях;
-дать детям представление о творческом
поиске лучшего решения в ситуациях
трудного нравственного выбора и др.
На своих занятия используются:
- «Семейный бюджет»
- Материал: карточки с изображением членов семьи
и результатов их труда, деньги.
- Дидактические игры «Доходы семьи крокодила Гены»,
«Расходы семьи дяди Федора из Простоквашино»;
- Ситуативные задачи «Копи и сберегаем» обсуждение;
- Картинки на тему "Экономим воду, электроэнергию и газ";
- Картотека игр по финансовой грамотности.
В течение всего учебного года воспитателями проводятся
открытые просмотры организации образовательной
деятельности по всем видам деятельности посредствам
экономической направленности.
«Путешествие с Мышкой – экономишкой»
«Мы юные экономисты»
«Как дети царицу экономику выручали»
«Путешествие в сказочную страну экономики»
«Путешествие золотой монетки»
«В мире лекарственных растений»
Проект «Радуга»
«Экономическая сказка»
«Купюры всех стран»
«Вторая жизнь бумаги»
Воспитателями разрабатываются проекты по экономическому воспитанию.
Четвертый блок: «Реклама».
На этом этапе важно объяснить детям,
что купить все не только нереально
(не хватит ни зарплаты, ни накоплений),
но и не нужно. Научить отличать реальные потребности от навязанных.
Даем понятия - что такое реклама,
беседы с детьми о запомнившийся детям рекламе и
сочиняем рекламу (в форме рисунка, разнообразных игр, в стихах).
Педагогические задачи:
-дать представление о рекламе, её назначение;
-развивать у детей способность различать рекламные уловки;
-учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
-учить детей правильно определять свои финансовые возможности.
На занятиях используются:
- дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»)
- игра «Рекламное агентство».
- картотеку бесед «Что такое реклама»
- картотеку игр « Прорекламируй»
В старшей группе игровая зона у нас оформлена с экологическим содержанием. Бережное отношение к природе у детей начинается с детского сада. И поэтому воспитатели создали экологическую лабораторию с экономическим аспектом. Дети знают цену, сколько стоит вода или бумага. Как экономить электроэнергию и заботиться о природных ресурсах. Они каждый год принимают участие в сборе макулатуры. В этой группе уже два года ведется долгосрочный проект «Вторая жизнь бумаги», «В мире лекарственных растений».
Подготовительная группа оформлена с математическим сюжетом. И имеет название «Дом Эконом». Играя в супермаркет, в аптеку, в парикмахерскую, дети уже знают, что надо за товар расплачиваться деньгами или картой. Также у них имеется макет банка России, где дети с большим удовольствием принимают роль кассира или даже банкира. Они могут умело пользоваться банкоматом и денежными купюрами, которые имеются в группе. Так же оформлен туристический уголок «Страна путешествий», где дети знакомятся с различными странами и городами, их денежными купюрами, где применяют их в практике.
В группе создан уголок «Экономическая азбука», в котором расположена карта города, на которую нанесены промышленные центры нашего города и адреса дошкольников, а так же крупные магазины. Педагоги постепенно пополняли развивающую среду следующими настольно-печатными играми по экономике «Найди монетку», «Монте Карло», «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Деньги», «Супермаркет». К сюжетно-ролевой игре «Магазин» приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки и деньги в форме сказочных героев. Оформили картотеку экономических знаний, которую регулярно пополняют по мере изучения материала.
Работа по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста невозможна без участия педагоговlink и родителейlink. На всех дополнительных этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье, в детском саду. На всю игровую деятельность детей влияет то пространство, в котором ребенок существует и действует. Это и есть та экономическая среда, направленная на знакомство и изучение знаний по экономическому воспитанию. Такая позитивная работа над этим направлением у нас продолжается.










Тяжева Юлия Михайловна
воспитатель
г. Тольятти АНО ДО "Планета детства "Лада""
Детский сад "Колокольчик" № 204